Пятничное заявление главы Росавиации Александра Нерадько стало неожиданным для производителей самолетов и авиакомпаний и напомнило о давних проблемах отечественного авиапрома. Авиаторам настоятельно рекомендуют задуматься о приостановке эксплуатации легендарных пассажирских Ту-154 уже этим летом.
Росавиация рекомендует авиакомпаниям приостановить с июля этого года использование Ту-154М, если не будет доработана конструкция таких самолетов. Об этом в пятницу сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.
Он отметил, что несмотря на участившиеся случаи отказов электроснабжения и нарушений функций топливных систем Ту-154М, "на протяжении длительного времени меры конструктивно-производственного характера не разрабатывались или не внедрялись". В связи с этим Росавиация предъявила дополнительные требования к разработчикам и предприятиям-производителям самолета по доработке конструкции лайнера и выпуску бюллетеня обязательного применения /внедрения/ этих доработок.
"В случае невыполнения требований, авиакомпаниям рекомендовано приостановить эксплуатацию парка Ту-154М с июля этого года", - заключил глава Росавиации /цитата по ИТАР-ТАСС/.
Нерадько отметил, что именно в связи с указанными недостатками в совокупности с другими причинами за последние 2 года произошло несколько серьезных инцидентов с этим типом лайнера, в том числе, катастрофа в Иране в июле 2009 г, в Домодедово в декабре 2010 г, а также аварийная посадка самолета авиакомпании "Алроса" в тайге в сентябре прошлого года, когда экипаж, словно следуя сценарию приключенческого фильма, благополучно посадил самолет на случайно попавшийся заброшенный военный аэродром.
Это не первый выпад против самолетов советского производства. Ранее аэропорт Внуково заявил, что с апреля 2011 г может ввести полный запрет на полеты Ту-134, Ту-154Б и Ил-86, а самолеты Ту-154М не будут эксплуатироваться в аэропорту в вечернее и ночное время. Поскольку эти самолеты очень шумные, жители близлежащего города к Внуково жалуются, и Минтранс с Росавиацией готовят такой запрет. Стоит отметить, что полеты этих самолетов в Европу давно проблематичны, поскольку местные законодательные требования строги по нормам шумности и эмиссии /выбросам/.
В России около 100 машин Ту-154М, самый большой парк у входящей в первую пятерку крупнейших перевозчиков страны авиакомпании "Ютэйр" – около 20 самолетов. Интенсивно используются такие самолеты и в авиакомпаниях "Уральские авиалинии" и "Кавминводы". В других небольших авиакомпаниях парк Ту-154 исчисляется единицами, тем не менее, на фоне небольшого размера авиакомпаний этот самолет играет значительную роль в пассажироперевозках.
Среднемагистральный реактивный Ту-154М был разработан в 1960-х годах и начал летать в 1968 г. С тех пор выпущено около 1000 таких самолетов, но парк постепенно списывается и выводится из эксплуатации. Однако самолет выпускается даже сейчас - в прошлом году один, в этом году планируется завершить сборку еще 2-х. Правда, это продукция по спецзаказу и не для гражданских авиакомпаний. Это один из самых популярных самолетов во времена СССР и до недавних пор в России. Летчики отзываются о нем хорошо, "Тушка" их редко подводила. Машина надежная, используется в основном на внутренних перевозках, но затратная – потребляет топлива примерно в 2 раза больше своих иностранных конкурентов, дороговат и ремонт, техническое обслуживание.
Просьба прокомментировать заявление главы Росавиации застала врасплох представителей ОКБ "Туполев" и "ЮтЭйр".
С одной стороны Росавиация может только рекомендовать, а запрещать полеты самолетов, в т.ч. Ту-154М не может, это может сделать Ространснадзор по предложению Росавиации после детального анализа ситуации /или после авиапроисшествия, явно спровоцированного конструктивными особенностями самолета/. О том, готовится ли такое совместное представление, узнать не удалось. Федеральное ведомство "Росавиация" серьезно обеспокоено, поскольку в случае повторений ЧП с Ту-154М возможно будет поставлен вопрос о бездействии авиационных чиновников. Предупреждения они делали, но темпы устранения проблем не проконтролировали. Поэтому российским авиакомпаниям стоит всерьез задуматься.
Напряженность в ситуацию добавляет и сроки - слишком мало времени остается авиакомпаниям на доработку Ту-154М – всего лишь до лета. Как считает редактор отраслевого портала "Авиапорт" Олег Пантелеев, логично было бы обозначить другой срок – на время после окончания пика летнего сезона и пассажироперевозок, когда было бы проще выводить из действующего авиапарка самолеты для их доработки без ущерба для работы авиакомпаний.
С другой стороны, эмоциональность и резкость заявления можно объяснить накопившимся недовольством ходом дела. Как считает О.Пантелеев, бюллетень Росавиации относительно обязательного применения доработок по ТУ-154М, разослан уже давно. Возможно, авиакомпании не очень активно решают эту проблему, а глава Росавиации обеспокоен, как выполняются указания ведомства.
В целом Ту-154М благополучно может отлетать еще 1-2 года, полагает О.Пантелеев, а после уже будет интенсивно выводиться из-за своей неэффективности и прекратит полеты естественным, а не запретительным путем. Топливо дорожает, ремонт и обслуживание самолета также дорожает, поэтому "отбивать" эксплуатационные затраты для Ту-154М становится все сложней. Теоретически самолет может летать очень долго при условии надлежащего технического обслуживания, но эксплуатировать такой самолет становится невыгодно.
Примерно такая же судьба ожидает и другой легендарный пассажирский самолет – Ту-134. Высокие цены на нефть, растущая стоимость техобслуживания вытесняют его из авиапарков. Новые же разработки российских инженеров уже не имеют такой массовости и популярности, и с трудом конкурируют с иностранными авиапассажирскими лайнерами. Выпуск российского авиапрома исчисляется единицами в год, когда как два иностранных лидера авиапрома - Boeing и Airbus производят и продают примерно по 500 самолетов в год каждый.