http://finance.yahoo.com/banking-budgeting/article/111702/the-eye-of-the-recessions-stormhttp://fintraining.livejournal.com/292149.htmlПравда ли, что рецессия на самом деле (а не только на бумаге) закончилась? Действительно ли экономика восстанавливается? Правда ли, что появляются рабочие места? Очевидно, что ответы на эти вопросы зависят от того, с кем вы разговариваете. Как говорится в старой поговорке, «Если ваш сосед теряет работу, у нас рецессия. Если вы теряете работу, у нас депрессия».
Здесь, в Америке, экономические новости по-прежнему довольно мрачны. Недавний опрос выпускников колледжей показал, что 85% планируют вернуться жить к родителям. Они просто не могут найти работу. 25 октября 2010 года издание USA Today вышло с заголовком: «Для многих старше 55 лет долги заставили отложить мечты: рецессия оголила сбережения и вакансии». В статье говорится: «Уровень безработицы среди американцев 55 лет и старше в сентябре составил 7,2%, значительно увеличившись по сравнению с 2,9% в сентябре 2006 года».
Новости из-за рубежа немногим лучше. Британское правительство недавно объявило о программах строгой экономии, по которым будут уволены 500’000 госслужащих и резко сокращены социальные выплаты. Французы устраивают беспорядки на улицах, протестуя против повышения пенсионного возраста на два года, с 60 до 62 лет. Япония выводит рабочие места за рубеж, что означает увеличение безработицы в Японии. Укрепление йены делает японские товары слишком дорогими. Поэтому они стремятся перевести производство своей продукции в страны с низким уровнем заработной платы. Toyota теперь 57% своей продукции производит за рубежом, по сравнению с 48% в 2005 году. Nissan будет производить 71% за рубежом, по сравнению с 66% в прошлом году. До свидания, японские рабочие места.
Что это означает?
Недавно, когда я заканчивал ужинать в местном итальянском ресторане, мой официант спросил меня: «Могу ли я поговорить с вами о моей ипотеке?»
«Конечно», ответил я.
«Я не плачу по ипотеке уже 18 месяцев», сказал он. «Как вы думаете, что мне делать?»
«Вам звонили из банка?» - спросил я.
«Вначале да, но в последнее время я ничего не слышал», сказал он нерешительно. «И я такой не один. Трое поваров на кухне также перестали платить по ипотечным кредитам»
«А что вы делаете с деньгами?»
«Мы откладываем их»
«А что вы планируете делать?» - спросил я.
«Ждать, пока они заберут наши дома» – ответил он. «Как вы думаете, это хорошая идея?»
«Я бы так не поступил», - сказал я с улыбкой. «Почему вы так поступаете?»
«Потому что долг по ипотеке превышает стоимость дома. Лучше не платить ипотеку и экономить деньги. Позволить им забрать наши дома»
Я не согласился с этим человеком... однако, помолчав, я не вижу ошибок в его логике. Поскольку он 18 месяцев не платил по ипотеке, он отстал так далеко, что, на самом деле, оказался впереди.
Как вы, наверное, знаете, неразбериха с ипотекой лишь ухудшается, не улучшается. Многие люди не платят по своим ипотечным кредитам, поскольку лишились работы. Однако появляется все больше людей, которые имеют работу, но также отказываются платить по ипотечным кредитам.
Мой друг, работающий в медицине, подтвердил эту растущую тенденцию. По его словам, врачи, с которыми он работает, зарабатывают много денег, покупают по низким ценам второй дом, а затем объявляют дефолт по основному месту жительства.
Если эта тенденция превратится в лавину, рынок недвижимости рухнет еще раз. Единственные люди, которые держатся за свои дома, это люди вроде меня, которые приобрели дома еще до пузыря, и их ипотечная задолженность невелика.
Если недвижимость обрушится еще раз, люди, вроде меня - люди, которые платят по своим ипотечным кредитам, - окажутся в числе главных проигравших.
На графике легко увидеть эпицентр шторма. Второй волне бури еще только предстоит ударить.
Передним краем шторма стал дефолт по субстандартным ипотечным закладным, эта волна ударила в 2007 году. Задним фронтом шторма будет дефолт бережливых людей, людей, которые имеют хорошую работу и хорошую кредитную историю.
Такой серьезной второй волны шторма мы еще не видели. Если еще много людей, вроде официанта и поваров в итальянском ресторане и высокооплачиваемых врачей, не захотят платить за дом, падающий в цене, вторая половина шторма окажется очень тяжелой.
Хорошие новости
Хорошая новость в том, что ФРС и банки напряженно работают, пытаясь сохранить заемщиков. ФРС и местные банки снижают процентные ставки, заманивая людей, вроде меня, брать, брать и брать, еще и еще, что я и счастлив делать.
Благодаря последнему рефинансированию моих кредитов мы с женой экономим более $7000 в месяц на ежемесячных платежах по кредиту, это экономия $84000 в год. Что касается аренды наших квартир, рефинансирование и сохранение 2% в год по долгу более чем в $100 млн. - это существенно. Даже еще лучше, поскольку многие люди берут жилье в аренду, наши квартиры заняты как минимум на 97%, даже если арендная плата увеличится.
Плохие новости
Плохая новость в том, что инфляция, вероятно, вырастет. Это сделает жизнь еще тяжелее для бедных и среднего класса. Каждый раз, когда ФРС проводит политику «количественного послабления», иначе говоря, печатает больше денег, растут две вещи: налоги и инфляция. Когда налоги и инфляция растут, количество рабочих мест уменьшается.
Еще больше ухудшает ситуацию законопроект о реформе здравоохранения президента Обамы. Сердцем я понимаю, почему он затратил столько усилий, чтобы провести этот законопроект. У меня есть родственники, у которых нет медицинской страховки. Для них законопроект о здравоохранении может оказаться неожиданной удачей. Но для миллионов других людей этот законопроект будет их билетом в безработные. Увеличение стоимости здравоохранения заставит компании увольнять рабочих.
С учетом программы Medicare, которая должна гавкнуться в 2019 году, я удивляюсь, как наши лидеры смогли принять еще одну программу, которую мы не можем себе позволить.
Так рецессии действительно окончилась?
Для некоторых рецессия похожа на ураган «Катрина». Они потеряли все в шторм, но в настоящее время вот-вот начнется наводнение. По мнению других, рецессия никогда не начиналась. В реальности, к сожалению, все далеко не закончено.
Какой совет я могу дать?
На протяжении многих лет, мои советы не менялись.
В 1997 году в книге «Богатый папа, бедный папа», я заявил: «Ваш дом не является активом». Агенты по недвижимости до сих пор присылают мне гневные письма.
В 2007 году субстандартная ипотека впервые начала разваливаться. В 2011 году вот-вот ударит вторая волна.
В 2002 году в книге «Пророчество богатого папы», я заявил: «Возможно, до 2010 года у вас есть время, чтобы подготовиться».
В 2006 году мы с Дональдом Трампом написали книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богатыми?», прогнозируя снижения уровня жизни среднего класса. Сегодня рабочий средний класс соскальзывает в нищету.
В течение многих лет я выступал за финансовое образование в наших школах, и проповедовал, что мы как личности должны отнестись к финансовому образованию со всей серьезностью. Сегодня мой совет остается прежним. Пока у нас не будет всестороннего финансового образования, мы никогда не увидим конца нашим подъемам и спадам.