"Глава Карелии Сергей Катанандов: "Группа выходцев с Кавказа терроризировала город"
Татьяна Витебская
Власти Карелии знали о напряженной обстановке в Кондопоге, но не рассчитывали, что она приведет к погромам. Во вторник в эксклюзивном интервью обозревателю "Известий" Татьяне Витебской глава республики Сергей Катанандов пообещал выселить кавказцев, которые себе слишком много позволяли.
вопрос: Сергей Леонидович, вы в последние дни много времени провели в Кондопоге. Думаю, вам и милиция, и ФСБ докладывали информацию о том, что там произошло. Какие первые выводы вы сделали?
ответ: Окончательные выводы делать преждевременно. Возникают вопросы, на которые надо бы дать ответ. Основной: могли ли мы предотвратить эти события, избежать погромов? Твердо могу сказать: могли. За эти дни мы изучили, почему же все-таки был такой мощный народный гнев. Это убийство, которое произошло у ресторана "Чайка", - последняя капля, переполнившая чашу терпения людей, живущих в Кондопоге.
в: То есть вы это признаете?
о: Я это признаю. Очевидно, что вопрос этот зрел. Поведение некоторых молодых людей, приехавших с Кавказа и с других территорий за последние годы, - их не так много, они были на виду - не вписывалось ни в какие рамки! Например, какая-то авария, техосмотр - они идут обязательно без очереди, показывая, что все дозволено. Другой пример: они избили милиционера. И этот сотрудник милиции забрал свое заявление, объясняя, что конфликт исчерпан. На самом деле, видимо, получил вознаграждение. В маленьком городе за несколько лет к этим людям накопилась масса справедливых претензий. Это первое.
Второе. Сработало и то, что у людей появилось чувство собственного достоинства. Мы, представители власти, сами хотели, чтобы люди уважали себя.
в: Вы говорили, что группа молодых людей терроризировала город.
о: Да.
в: Но почему тогда никто не обращал внимания на это? Может, милиция, например, была прикуплена?
о: Я бы сказал так: там действовали в рамках своих полномочий формально, делая вид. И протоколы составляли, и задерживали, и оперативные дела были. Но все это заканчивалось безнаказанностью. Это одна из причин, по которой мы поменяли там милицию.
Сейчас прокурор республики пообещал, что деятельность милиции будет проверена полностью. Все дела, связанные с этой категорией людей, которые находились в ресторане "Чайка", будут лично проверены прокурором. Посмотрим, возбуждались ли дела, были ли расследования. Кто дела закрывал? Почему? Как вели себя судьи?
в: То есть все досконально?
о: Сами понимаете, нам не до шуток! Люди нам предъявили жесткие требования, и я не собираюсь прятаться от народа. Поэтому нам нужны аргументы, и мы со временем будем об этом говорить.
в: Вы лично знали, что там происходит?
о: Знал.
в: Вы предполагали, что это может закончиться серьезным конфликтом?
о: Не предполагал. Сказать, что мы сделали все для того, чтобы этого не произошло, — не скажу. Очевидно, что главная ошибка — в том, что мы не увидели конфликта, который зрел давно. Ошибка наша. Нечего скрывать. Беда, что местные власти не придали этому значения. Прокурор и милиция должны были более жестко действовать.
в: Люди, с которыми я общалась, говорят, что чеченцы резали русских по национальному признаку. И ни о каком переделе собственности, как говорит власть, речь не шла. Это так?
о: Ни то, ни другое. Да, представители славянской национальности были в ресторане. Там был небольшой конфликт, который не должен был закончиться поножовщиной. Я считаю, что ошибочно сводить все к криминальным разборкам. Но и делить там нечего. Не сводите произошедшее ни к национальной теме, ни к бытовой. Это целый комплекс проблем. В том числе и поведение конкретных людей.
в: Что будет с этими людьми?
о: Часть из них, наверное, вынуждено будет поменять место жительства. Молодежь либо будет вести себя тише воды, ниже травы, либо уедет. Что делать-то, ну, господи! Это ж понятно! "